номинация

Наука, инновации, образование

Просветительский проект «Культурная интервенция»

Я – Максим Жук, организатор и лектор просветительского проекта «Культурная интервенция». С  2009 года по настоящее время я читаю публичные лекции по истории мировой литературы от Античности до конца ХХ века. Лекции проходят в Научной библиотеке Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток), в библиотеках  Владивостока и Приморского края и других площадках.
Традиционная аудитория проекта –  люди разных профессий, занятий и возрастов: школьники, абитуриенты, студенты, художники, журналисты, музыканты, учителя, преподаватели, военнослужащие, бизнесмены. Возраст слушателей – от 14 до 75 лет.

За время существования проекта я прочитал  67 лекций. Из них 20 – единичных, посвященных отдельным писателям, и 47 – в рамках лекционных циклов («Слава психонавтам! или Модернизм в зарубежной литературе», 2012; «Путешествие на край ночи, или Западно-европейская литература ХХ века», 2013-2014; «Ода греческой вазе: история античной культуры и литературы», 2015-2016; «Экзистенциализм и литература ХХ века», 2018). Среднее количество слушателей, посещающих мероприятия проекта «Культурная интервенция», – от 100 до 150 человек.

Кроме этого, в рамках «Культурной интервенции» были организованы и проведены мероприятия с участием других лекторов: Максима Немцова (Москва), Алексея Салова (Курск), Сергея Романова (Курск), Марии Бурой (Владивосток), Марии Киселевой (Владивосток).
Аудиозаписи лекций проекта входят в число популярных и цитируемых аудиофайлов образовательных ресурсов, расположенных на платформе vkontakte.ru: education, librarium, Лекторий, Философия Наука Культура, La Culture, Fenestra. Искусствоведческий клуб и других.

Деятельность «Культурной интервенции» повлияла на такие образовательные проекты, как «Кот Бродского» (Владивосток), лекторий «Луч-5» (Владивосток), «Гуманитарная школа» (Курск) и некоторые другие.
«Культурная интервенция» - это не только мои публичные лекции, но и книги. В 2018 году я основал книжную серию «Модернизм от Франца Кафки до Сэмюеля Беккета». Книги этой серии задуманы не как традиционное научное исследование, а как научно-популярный текст, написанный для читателя, который не является специалистом в данной области. Модернистская литература, как правило, вызывает большое затруднение у человека, не имеющего гуманитарного образования и не обладающего необходимой эрудицией. Для понимания романов, стихотворений и пьес литераторов-модернистов требуются глубокое знание исторического, культурного и философского контекста, навыки в области литературоведения и анализа художественного текста.

Цель книжной серии «Модернизм от Франца Кафки до Сэмюеля Беккета» – преодолеть разрыв между обыкновенным читателем и модернистской прозой, поэзией и драматургией. Я хочу доступным языком рассказать, что такое модернизм, как понимать эту литературу, о чем она, почему это важно и интересно. Книжная серия не станет очередной коллекцией брошюр, написанных в духе «Модернизм для чайников». Это будет глубокое, филологическое исследование, написанное доступным языком, с понятными, остроумными и живыми примерами и аналогиями, которые помогут читателю разобраться в специфике модернистской литературы, понять, о чем и как она написана.

Писатели, о которых пойдет речь в данном проекте, - это крупнейшие прозаики, поэты и драматурги литературы модернизма: Франц Кафка, Джеймс Джойс, Уильям Фолкнер, Томас Стернз Элиот, Марсель Пруст,  Вирджиния Вулф и Сэмюель Беккет.
В 2018 году я написал и опубликовал первую книгу из этой серии: «Путь к Замку, или Курс лекций о Франце Кафке» (Владивосток, Санкт-Петербург: Издательские решения, 2018). Ее презентация прошла во Владивостоке, Санкт-Петербурге и Москве. Кроме того, книга была представлена в 2018 году на стендах Красноярской ярмарки книжной культуры (КРЯКК) и Выставке-ярмарке интеллектуальной литературы и книжных новинок «Non/fiction» (Москва).

Зачем я всё это делаю? Я считаю, что искусство и культура должны принадлежать всем. И если ты что-то знаешь, ты должен этим поделиться с другими. Поскольку то, что не отдано, то потеряно.