Наука и образование

Инклюзивное образование детей с аутизмом

Екатерина Евгеньевна Мень

Инклюзивное образование детей с аутизмом

Инклюзивное образование детей с аутизмом. В 2010 году Екатерина начала разработку и создание первой в России рабочей модели инклюзивного образования для детей с глубокой формой аутизма, и в 2012 году появился прототип модели инклюзивного образования на основе методов структурированного обучения с технологией ресурсной зоны для детей с аутизмом. В 2013 году модель и технология была внедрена в одну из общеобразовательных школ Москвы, после чего показала свою эффективность и доступность для включения любых детей с нарушениями нейроразвития в общеобразовательное обучение. Модель, именуемая «ресурсный класс», стала образцом для воспроизводства этой технологии в самых разных школах России. Для этого Екатерина создала обучающую программу, в рамках которой технология передается всем, кто хочет ее применять в любой российской школе. Технология инклюзии «ресурсный класс» интенсивно пошла по стране, открыв двери школ для учеников, которые до этого находились за пределами образования (даже специального и коррекционного). Методики обучения детей с нарушениями аутистического спектра, нарушениями поведения и коммуникации, впервые были внедрены в отечественное образование и позволили снять непреодолимые барьеры в школьном образовании для этой категории детей. Сотни детей, определенные прежними правилами как необучаемые и вынужденные сидеть дома, получили право и возможность стать полноценными учениками обычных школ и, тем самым, изменить свою судьбу.

Миссия и задачи проекта

Миссия проекта (хотя это уже не проект, а целое общественное движение) – предоставить такие методы и технологии системе школьного образования, которые бы позволили реализовать право детей с аутизмом и нарушениями нейроразвития на образование, на ежедневную школьную практику, на обучение в стенах школы, среди сверстников, в условиях естественной социальной среды.
Инклюзия по модели «ресурсный класс» стала трендом в реабилитационных и обучающих стратегиях детей с РАС по всей стране.
Одна из важнейших задач проекта – повысить правозащитное самосознание родителей таких детей, дать им психологические основы и правовые ресурсы для защиты прав своих детей на образование, научить их спокойно и легитимно создавать совместно со школами образовательные условия для своих детей.
Так, чтобы повышать качество образования всех детей – как с особенностями, так и без них.
Главный смысл инклюзивных технологий в том, чтобы трансформировать школу в сторону максимального улучшения образования и результатов любых учеников, в сторону максимальной безопасности школы и учета ею потребностей самых разных учеников.

Результаты проекта за 2020 год

Самый первый ресурсный класс в России (внедренный в 2013 году) продолжает инклюзивный «захват» московской школы №1465.
Не только те ученики с РАС, которые включились в общее образование в 2013 году, продолжают свое обучение уже в средней школе, но и новые ученики включаются в школу.
Теперь включенные в общеобразовательную школу №1465 учатся в самых разных классах – от 1- го до 9-го. С индивидуальной и квалифицированной тьюторской поддержкой эти дети, которых до помощи ЦПА не принимало образование, стали полноценными и полноправными учениками своих обычных классов и одноклассниками здоровых сверстников.

В 2019 году 58 человек получили юридическую помощь на безвозмездной основе;
24 региональных НКО получили поддержку в вопросах организации инклюзивного образования и реализации прав детей-аутистов на образование;
64 учителей, специальных педагогов и тьюторов получили супервизии в очном и дистантном режиме;
291 ребят школьного возраста получили услуги по поддержке поведения, академических навыков и включению в общие классы;
314 человек, которым оказаны услуги в сфере образования (профессиональное обучение в рамках профильных специальных семинаров и курсов повышения квалификации педагогов, администраторов и юристов школ);
351 часов супервизий по разным направлениям инклюзии.
1 579 500 - на эту сумму рублей была оказана помощь ученикам с аутизмом от Центра проблем аутизма, возглавляемого Екатериной Мень

Биография

Образование:
ГИТИС, режиссерский факультет (не окончен).
Московская государственная академия печати (Полиграфический институт), факультет издательского дела и книговедения.
Аспирантура при кафедре книговедения и библиографии.

Сертификаты:
2014 Международный сертификат компании Pyramid Education Cons. по методу альтернативной коммуникации PECS (Pictures Exchange Communication System) Уровень I

2014 Сертификат семинара по нутрициологии при аутизме «Quick Start Tips for Supplements and Special Diets» от Autism Research Institute (Институт исследований аутизма, США). Преподаватель Dana Laake, RHD, MS, LDN

2014 Сертификат курса «Understanding the Brain: The Neurobiology of Everyday Life», Чикагский университет, преподаватель Peggy Mason, Professor Neurobiology

2015 Международный сертификат компании Pyramid Education Cons. по методу альтернативной коммуникации PECS (Pictures Exchange Communication System) Уровень II

2015 Обучение в программе The Dynamic Learning Maps® (DLM®) (проект по альтернативным способам тестирования достижений учеников с множественными сенсорными и когнитивными нарушениями)

Сертификаты по следующим курсам программы:
- Who are Students with Significant Cognitive Disabilities?
- Universal Design for Learning
- DLM™ Essential Elements
- DLM™ Claims and Conceptual Areas
- Standards of Mathematics Practice

2015 Сертификат международного фонда Educational Kinesiology Foundation по гимнастике мозга Brain Gym (Уровень I)

2016 Сертификат по методу BMS (Behavior Management System) – Управление кризисным поведением учеников, Преподаватель Кирк Хендерсон, Канада

Область деятельности, должности и достижения:

Президент АНО “Центр проблем аутизма: образование, исследования, защита прав”.
Эксперт по аутизму Сообщества практик “Превентивная медицина”.
Соавтор адаптации и соорганизатор внедрения первой отечественной инклюзивной модели обучения детей с РАС «Инклюзия 1465». (Модель инклюзии детей с аутизмом в начальное звено общеобразовательной школы на основе доказательных методов структурированного обучения с технологией ресурсной зоны).
Учредитель и контент-директор ежегодной международной научно-практической конференции «Аутизм. Вызовы и решения».
Инициатор открытия образовательного направления в профессиональном образовании по подготовке специалистов в области прикладного поведенческого анализа (АВА-терапия) и первый разработчик курсов профессиональной подготовки специалистов по работе с детьми с РАС на базе российских вузов.

2014 -2016 г: Член Общественного совета 1го созыва при Министерстве здравоохранения РФ (председатель Комиссии по защите прав пациентов и работе с общественными организациями).
Руководитель рабочей группы по созданию концепции организации медицинской помощи детям с РАС при Общественном совете Минздрава РФ.

С 2017 – член Экспертного совета по организации образования лиц с РАС при Министерстве образования РФ.

Инициатор издания и редактор ряда зарубежных книг об аутизме и АВА-терапии для аутистов. (Шрамм Р. Детский аутизм и ABA, 2013; Барбера М. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход, 2014; Лиф Р, МакИкен Дж, Джейсом Дж.
Идет работа: стратегии интенсивной поведенческой терапии аутизма, 2015 и др.). Журналист, колумнист портала "Милосердие. ру".