Наука и образование

Школа Неформального образования «Апельсин»

Дима Зицер

Школа Неформального образования «Апельсин»

«Апельсин» - школа в изначальном смысле этого слова, то есть место для беседы, непринуждённых занятий. Мы верим, что жизнь не делится на уроки и перемены, на скучную и веселую части. Именно поэтому в «Апельсине» нет разницы между театром и математикой, флейтой и литературой, культурой и биологией, танцами и физикой и т.п. Все занятия и предметы одинаково прекрасны и важны. В «Апельсине» образовательный процесс определяется выбором и интересом человека, именно поэтому многие предметы возникают по желанию участников этого процесса - учеников и учителей. При этом такой подход не мешает (а напротив - помогает) познавать и программу, являющуюся обязательной с точки зрения государственного стандарта. Жизнь в «Апельсине» регулируется парламентом и премьер-министром, которые ежегодно выбираются всеобщим тайным голосованием.

Миссия и задачи проекта

Главная цель «Апельсина» - реализация педагогической и образовательной моделей, основанных на личностном равенстве, свободе выбора, личном и совместном интересе, человеческой тяге к учению и творчеству, приоритете гуманистических ценностей.
Одна из наших важнейших задач - разработка и передача конкретных прикладных педагогических инструментов родителям и педагогам.
Быть гуманистом просто!
Дополнительной миссией я считаю неоспоримое доказательство того, что образование и насилие в любых формах - вещи категорически несовместные.
И конечно, важнейшее дополнение - популяризация современной практики гуманистического подхода (в частности, Неформального Образования)

Результаты проекта за 2020 год

Было бы слишком пафосным сказать, что главным результатом проекта становятся счастливые люди (дети, учителя, родители). Однако, это действительно так.
Ситуация, при которой дети бегут в школу бегом и остаются в ней допоздна по собственному желанию, придумывают новые предметы и проекты, учатся, вдохновляемые не оценками (которых в нашей школе нет), а собственным интересом и жаждой развития, самосовершенствования, взаимодействия с миром, я бы назвал лучшим результатом нашей деятельности.
На сегодняшний день «Апельсин» - не просто школа. По сути за последние годы мы стали центром гуманистической педагогики. Идеями апельсина вдохновляются многие педагоги и родители.
В прошедший год на нашей базе прошли многие педагогические семинары, нас посещает все больше учителей со всех уголков России. По нашей модели организовываются новые школы и учебные группы.
В частности, по инициативе вице-губернатора в Липецке с этого года уже в 30 школах реализуется программа безоценочного обучения и домашними заданиями по выбору.
Мы гордимся тем, что главным вдохновителем инициаторы называют «Апельсин».
Одним из результатов для нас традиционно становится благотворительная Ярмарка.
Дети Апельсина принимают решение, каким организациям и фондам мы будем помогать в учебном году. Благотворительная ярмарка прошла в начале марта.
В этом году было собрано 520000 рублей, мы помогли таким фондам, как Адвита, Упсала-Цирк, Дети Петербурга, Тебе поверят и др.

В этом году нам удалось принять многих детей со значительной скидкой, несколько человек учится у нас бесплатно.
Это стало возможным благодаря пониманию, что доступ к качественному образованию не должен зависеть исключительно от финансовых возможностей.
К счастью, все больше наших коллег и родителей разделяют эту точку зрения.

Биография

Я - Дима Зицер.
Родился в 1966 году в Ленинграде.
Закончил Педагогический университет (филология) и Санкт-Петербургскую академию Театрального искусства (режиссура).

Давным-давно я начал заниматься педагогическим творчеством, поскольку больше всего меня интересует взаимодействие человека с другим человеком, с миром вокруг него, с профессией, со знаниями, с самим собой, наконец.
Я не сомневаюсь, что в любом возрасте человек имеет право на счастье, что наше общение с детьми, равно как и их общение с нами, может быть самым прекрасным времяпрепровождением. Этому и посвящена большая часть моей деятельности - книг, статей, выступлений, теле- и радиопередач.
Названия книг ""Свобода от воспитания"" , «Любить нельзя воспитывать», «Современное педагогическое искусство: азбука НО», «(НЕ) Зачем идти в школу», «О бессмысленности воспитания подростков», полагаю, говорят сами за себя.
На радиостанции «Маяк» веду еженедельную программу для родителей, детей, учителей «Любить нельзя воспитывать».

Я искренне верю, что любой человек рождается свободным, что он не может и не должен быть дискриминирован по полу, национальности, интересам, возрасту. Если по первым пунктам в мире худо-бедно существует некоторый консенсус, относительно возраста (в первую очередь раннего) этого сказать никак нельзя: дети - самая большая дискриминируемая группа людей. Такое положение дел кажется мне несправедливым и опасным, причем не только для детей, но и для человечества в целом. Я честно стараюсь это поменять.

Вместе с коллегами я развиваю и реализовываю педагогический подход, который мы называем Неформальным образованием (он подробно описан в книге «Современное педагогическое искусство: азбука НО») и получаю от этого огромное удовольствие.

Но, естественно, педагогика - это в первую очередь практика. Поэтому мой самый важный проект - это школа Неформального образования «Апельсин». Именно в нем воплощаются и реализуются на практике принципы и методы, в которые я верю.