Культура и искусство

Международный фестиваль уличного искусства «STENOGRAFFIA»

Константин Михайлович Рахманов

Международный фестиваль уличного искусства «STENOGRAFFIA»

STENOGRAFFIA — это международный фестиваль уличного искусства, который проводится в Екатеринбурге с 2010 года в первые выходные июля. Мы открываем городам новых авторов, помогаем переосмыслить окружающее пространство и превратить безликие серые постройки в местные достопримечательности. Фестиваль является площадкой для творческих экспериментов, где каждый может открыть для себя новую грань города, ощутить ответственность за его изменения и попробовать себя в новой роли. Благодаря вовлечению людей в позитивные изменения окружающего пространства фестиваль развивает уличное искусство в альтернативной плоскости, осознанно выводя его из субкультурного гетто в мир большой культуры. В мир, где не просто творят, а осмысляют созданное. Через общие добрые проекты и новую смысловую оптику команда меняет восприятие людей к городу.

Миссия и задачи проекта

Цели:
- развитие и популяризация уличного искусства
- открытие и продвижение молодых и перспективных авторов
- благоустройство городской среды и вовлечение горожан в ее преобразование

Задачи:
- создание работ как точек притяжения горожан (новые достопримечательности)
- создание комьюнити, основанного на ценностях осознанного отношения к городскому пространству
- формирование привлекательного имиджа города в туристическом и культурном плане
- создание условий для реализации и развития художников в сфере уличного искусства
- аккумуляция существующих данных об уличном искусстве
- создание образовательных ресурсов

Миссия: преобразование городского пространства яркими работам.

Результаты проекта за 2020 год

- В 11 раз проведения фестиваль объединил 87 волонтёров и 33 художника.
В городском пространстве появилось 47 работ, 32 из которых находятся в Екатеринбурге и 15 в онлайн-пространстве Яндекс-панорам.
- Участие в мировой презентации на платформе Google Arts & Culture в рамках международного дня музеев, наряду с Belvedere, MART Museo d'Arte Moderna e, Palazzo Grassi, Musée des impressionnismes Giverny и др.
- Команда STENOGRAFFIA вместе с Яндекс.Картами организовали первый в мире международный онлайн-фестиваль в панорамах карт и провели конкурс с охватом более 2,5 млн человек.
- Создана первая в России Street art line — городская экскурсионная линия по уличному искусству протяженностью в 9 км, объединяющая 29 арт-объектов фестиваля.
- Разработаны и реализованы две образовательные онлайн-площадки: внутренняя для волонтеров пресс-службы и публичная лекционная во время активной фазы фестиваля.
- Продвижение уличного искусства через нестандартные инструменты. Работа с новыми форматами: 1 каллиграфический трамвай и проект по кастомизации самокатов WHOOSH.
- Коллаборация с VK: проведение всероссийского конкурса по поиску новых художников через площадку VK Talents.
- Проведение авторской образовательной программы в рамках молодежного форума «ТАВРИДА».

Биография

Константин Рахманов: руководитель международного фестиваля уличного искусства STENOGRAFFIA 2010 – 2021.
Более 20 лет состоит в одной из первых граффити команд Екатеринбурга.
В 2020 стал куратором первого уральского фестиваля паблик-арта ЧӦ, в котором приняли участие Андрей Бартенев, Андрей Люблинский, Покрас Лампас и др.

Помимо кураторского надзора, Константин часто выступает продюсером региональных и локальных проектов на стыке современного искусства, городского пространства и коммуникаций. Он уже успел поработать с такими компаниями, как Газпром Нефть, Яндекс, VKontakte, MEGA, Whoosh, федеральными и региональными банками, девелоперами.

Константин в течение многих лет занимается изучением уличного искусства, в результате чего, в 2020 году появился исследовательский проект STENOGRAFFIA_REVISION, целью которого стал сбор и обработка существующей информации о уличном искусстве и каталогизация стрит-арт объектов.

Особо стоит отметить проекты по популяризации уличного искусства и вовлечению горожан в преобразование городского пространства:
1) «Двигаем искусство» — совместный проект с Яндекс.Такси, в котором холстами для работ художников стали машины такси. Охват проекта составил около полумиллиона человек.
2) «Ночная галерея» — проект по «обезвреживанию» построек «Роспечати» от визуального шума и вандализма.
3) «Биржа поверхностей» — проект по открытому сбору поверхностей, которые смогут стать арт-объектом.